российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   К   Калугина Ольга Вениаминовна

Калугина Ольга Вениаминовна

Кафедра/Центр

Кафедра кино и современного искусства

Должность

Главный научный сотрудник

Ученая степень

Доктор искусствоведения

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Благодарность Министерства культуры РФ, серебряная медаль Российской академии художеств, дипломы и благодарности РАХ

Биографические сведения

В 1982 году окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультета, отделение истории и теории искусства. Работала в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" (1975–1982 гг., научный сотрудник), Государственном музее-мастерской скульптора А.С. Голубкиной (1982)1987 гг., научный сотрудник, хранитель), Заочном народном университете искусств (1987–1989 гг., методист, преподаватель), Московском государственном университете сервиса (1989–2000 гг., МГУС, старший преподаватель, доцент), Институте журналистики и литературного творчества (1996–2002 гг., преподаватель, проректр по учебной работе), Государственном университете по землеустройству, архитектурный факультет (2005–2013 гг., кафедра основ архитектуры, профессор, зав. кафедрой), НИИ теории и истории изобразительный искусств при РАХ (2002–2017 гг., старший, ведущий научный сотрудник, зав. отделом русского искусства).

Научно-педагогическая деятельность

  • Московский государственный университет сервиса –1989–2000 гг., старший преподаватель, доцент, курс истории русского искусства, всеобщей истории искусства, религиоведения.
  • Институт журналистики и литературного творчества – 1996–2002 гг., преподаватель, проректр по учебной работе, курс всеобщей истории искусства, описание и анализ памятников, введение в искусствознание.
  • Государственном университете по землеустройству, архитектурный факультет – 2005–2013 гг., кафедра основ архитектуры, профессор, зав. кафедрой, курс истории архитектуры, истории дизайна, всеобщей истории искусств, истории искусства ХХ века, религиоведения.
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – 2009-2019 гг., профессор, курс истории русского искусства рубежа XIX–XX веков, актуальных проблем методологии искусствознания.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Русская скульптура Нового и Новейшего времени, культура старообрядчества, история художественного образования, русское искусство Серебряного века, психология творческого акта, вопросы стилеобразования, гендерные аспекты искусствознания, проблемы телесности в контексте искусствоведения.

Публикации

Монографии:
  1. Скульптор Анна Голубкина: опыт комплексного анализа творческой судьбы. М., ГАЛАРТ, 2006. – 32 а.л.
  2. Русская скульптура Серебряного века: путешествие из Петербурга в Москву. М., БуксМАрт, 2013 – 37 а.л.
Основные публикации 2014–2019 гг.:
  1. Особенности жанровой структуры современной пластики. По материалам выставки «Кабинетная скульптура», Москва, ЦДХ, октябрь 2013 года // Третьи Казанские искусствоведческие чтения. К 110-летию со дня рождения первого татарского профессионального скульптора С.С. Ахуна (1903 - 1990). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2014. С. 135–139.
  2. Монументально-декоративная пластика Зураба Церетели в Грузии // XXIV внеочередные Алпатовские чтения «Современное искусство и идентичность художника». Т. 1. Скульптура. М., 2015. С 23–26.
  3. «Деревянный зоопарк». Скульптурный симпозиум в Горках. М, Издательство Государственного музея-заповедника "Горки Ленинские", 2014. С. 65–77.
  4. Гендерные аспекты анализа современной пластики России. К проблеме развития междисциплинарных исследований в искусствоведении // Материалы международной научной конференции: «Актуальные проблемы развития искусствоведения в России и странах СНГ. К 135-летию со дня рождения П.М. Дульского. Казань, 2015. С. 111-116.
  5. Тело как инструмент спасения в духовных практиках старообрядчества // Старообрядчество. История, культура, современность// Старообрядчество. История, культура, современность//Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Москва, 11-13 ноября 2014 года. Т. I. С. 254–260.
  6. Античные образы в современной станковой скульптуре России: проблема интерпретации. Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПГУ, 2015. С. 801–806.
  7. Мировая война в судьбе и образах русской скульптуры ХХ века. К постановке проблемы // Уроки прошлого. Вызовы XXI века и творчество Н.А. Добролюбова. Тема войны в исторической, художественной и философской памяти. Н. Новгород, 2016. С. 179-187.
  8. Символика слова и символика образа в русском художественном сознании рубежной эпохи // Эпоха символизма: встреча литературы и искусства. Коллективная монография. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. С. 40–62.
  9. Творческий акт и проблема измененного состояния сознания // История и педагогика естествознания. 2014. № 1. С. 23–29.
  10. Скульптор и время: к проблеме увековечивания памяти А.С. Голубкиной // Константин Коровин и его эпоха; Анна Голубкина: материалы научных конференций. М., 2015. С. 203–210.
  11. Славянская мифология в творчестве Сергея Конёнкова: к проблеме своеобразия национально-романтического направления в русской скульптуре Серебряного века // Павел Федотов. Феномен личности в контексте времени; Валентин Серов и русская культура XIX – начала ХХ века; Сергей Тимофеевич Конёнков. Скульптура ХХ века; Русский культурно-исторический музей в Праге. Творческое наследие русского зарубежья – часть отечественной культуры ХХ века: материалы научных конференций. – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. С. 375–384.
  12. Памятник в реальном и историческом пространстве. Установка, снос, перемещение. К постановке проблемы // Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры / Под ред. В. В. Рытиковой, О. В. Франк-Каменецкой, Д. Ю. Власова. Воронеж: ООО «МС», 2015. С. 32-37.
  13. Творческий метод как модель обучения художника. К проблеме педагогической методики Анны Голубкиной // Голубкина, Конёнков и некоторые вопросы развития русской скульптуры Нового времени. М., Галарт, 2015. С. 45–56.
  14. Памятник творческой личности. Дмитрий Тугаринов – Степану Эрьзе // Русское искусство, № 1, 2016. С. 84-88.
  15. Скульптор и модель // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў Vi міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «традыцыі і сучасны стан Культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 19–20 лістапада 2015 года) // Мінск, «Права i эканомiка», 2016. С. 73–75.
  16. Декрет о памятниках республики и его реализация как новационный опыт организации монументального конкурса // Материалы международной конференции «Три века под знаком новизны. Отечественное искусство 1700–2000-е». Барнаул, Изд-во АлтГТУ, 2017. С. 95–101.
  17. А.А. Фет и В.В. Стасов в полемике о понятии «чистого искусства» // Императорская Академия художеств в культуре Нового времени: Достижения. Образование. Личности. К 260-летию Академии художеств / Коллективная монография. М.: БуксМАрт, 2016. С. 118–121.
  18. К 155-летию памятника 1000-летия России // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2017, № 3. С. 101-111.
  19. Конкурсы на возведение монументов в современной России: проблема выбора и художественного качества // Искусство скульптуры в XX–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография. М., БкусМарт, 2017. С. 38–46.
  20. Московские львы. Каталог. Введение. М., БуксМАрт, 2017. С. 13–34. – 238 с. С.13-34.
  21. Памятник 1000-ю России: монумент как политический манифест // Искусство и власть. Материалы международной научно-практической конференции 19-21 октября 2017 года. Саратов, Амирит, 2018. С. 286–298.
  22. Правда жизни и правда искусства в творческом методе русских скульпторов второй половины XIX – начала ХХ в.: к постановке проблемы // Вестник РГГУ, серия «Философия. Социология. Искусствоведение, № 1 (11), 2018. С. 120-132.
  23. Августейшие заказчики станковой пластики в России второй половины XIX – начала ХХ века // Артикульт-29 (1-2018). С. 60-65.
  24. Романовы как заказчики монументальной пластики второй половины 19 – начала 20 веков // Актуальные вопросы развития Искусствоведения в России, странах СНГ и тюркского мира. Казань, 2018. С. 197–202.
  25. Программа конкурса на возведение памятника 1000-летию России: государственный заказ и его интерпретация // Ценностные приоритеты и гражданская активность: рефлексии и реализация в науке, литературе и искусстве – от эпохи Н.А. Добролюбова до современности. Сборник докладов Международной научной конференции XLII Добролюбовские чтения. Нижний Новгород, 2018. 131-140.
  26. Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя //Актуалные проблемы теории и истории искусства. Выплесну VIII, СПб., 2018. С. 333–341.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член Редколлегии Вестника Санкт-Петербургского университета. Серия Искусствоведения; Известия УрФу. Серия 2. Гуманитарные науки; член диссертационного совета Академии культуры и искусства им. М.Л. Матусовского, г. Луганск, ЛНР.


Обновлено: 26.02.2019 11:05:29
Версия для печати