российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Л   Лазарева Екатерина Андреевна

Лазарева Екатерина Андреевна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат искусствоведения

Биографические сведения

В 2000 году окончила факультет истории искусства РГГУ по специальности «Искусствоведение». В 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», кандидат искусствоведения. В 2012 году окончила Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, мастерская «Проектная фотография».

Научно-педагогическая деятельность

  • 2013 – по настоящее время старший преподаватель кафедры Теории и истории искусства РГГУ (с 2018 года – доцент).
  • 2011 – по настоящее время старший научный сотрудник сектор Искусства Нового и Новейшего времени Государственного Института Искусствознания (в 2012–2013 ученый секретарь отдела).
  • 2001–2005 – аспирантка Государственного института искусствознания, отдел Изобразительного искусства и архитектуры Нового и Новейшего времени.
  • 2000–2001 – старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры А. В. Щусева.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Искусство итальянского футуризма, русского авангарда, искусство ХХ века, современное искусство, теория искусства, художественная критика, кураторская практика.

Публикации

Монографии:
  1. Виктор Пивоваров: Траектория полетов. – М.: Breus, 2017. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-9904620-0-7
  2. Борис Орлов: Контуры времени. – М.: Breus, 2017. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-9904620-6-9
  3. Второй футуризм. Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915–1933 / Введение, составление, перевод с итальянского и комментарии Е. Лазаревой. – М.: Гилея, 2013. – 224 с., ил. – ISBN 978-5-87987-076-3.
Научные статьи:
  1. Второй авангард: к вопросу о терминологии // И после авангарда – авангард: [сборник статей] / сост. К. Ичин. – Белград, 2017. – С. 91–104.
  2. Военная риторика в искусстве авангарда // «На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура [сборник статей] / сост. Е. А. Бобринская, Е. С. Вязова. – М.: ГИИ, 2017. – С. 104 – 111.
  3. Предисловие // Тастевен Г. Э. Футуризм (на пути к новому символизму). – М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017. – С. 5–12.
  4. «Человек, умноженный Машиной» // Искусствознание. – №1–2. – 2016. – С. 90–113.
  5. Футуризм как традиция в итальянском и русском искусстве // Западное искусство. 1930-е годы. – М.: ГИИ, 2015. – С. 240–258.
  6. Эстетизация политики vs. Политизация эстетики // Проекции авангарда / Под ред. О. Шишко. – М.: 2015. – С. 54–57.
  7. Футуризм как предчувствие новых медиа // Расщепление визуального: значение новых медиа / Сост. О. Лукьянова. – М.: МВО "Манеж", 2014. – С. 78–83.
  8. «Как на войне»: военный словарь в искусстве ХХ – начала XXI века // Русский авангард и война / ред. и сост. Корнелия Ичин. – Белград, 2014. – 383 с. – С. 342–354.
  9. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920-1930-х гг. // Искусствознание. – №1–2. – 2010. – С. 530–548.
Избранные статьи по современному искусству:
  1. Ухудшая плохую картинку // Максим Спиваков. 1/2 / Под ред. Е. Софронова. – М.: ММСИ, Музей Вадима Сидура, 2018. – С. 26–33.
  2. «Манифеста»: от MONEY к FESTA и обратно // Colta.ru, 27.06.16. URL: http://www.colta.ru/articles/art/11561
  3. Итальянско-русский словарь Венецианской биеннале // Артгид, 29.04.2015. URL: http://artguide.ru/posts/802
  4. Будущее в настоящем // Фотография будущего [кат. выст.] / Ред. В. Иро, Е. Лазарева, Э. Рульфс. – Kehrer Verlag, Heidelberg, 2015. – Pp. 10–15.
  5. Беседа с Екатериной Лазаревой // Бакштейн, Иосиф. Внутри картины: статьи и диалоги о современном искусстве. – М.: НЛО, 2015. – С. 388–392.
  6. Здесь и сейчас Лизы Морозовой // Невозможное сообщество. Книга 2 / Под ред. В. Мизиано. – М.: ММСИ, 2011–2015. – С. 228–236.
  7. Вадим Фишкин и его победа над солнцем // Невозможное сообщество. Книга 2 / Под ред. В. Мизиано. – М.: ММСИ, 2011–2015. – С. 376–382.
  8. Словарь войны // Художественный журнал. – №4 (92). – М.: 2013. – С. 38–47.
  9. Десять тезисов о будущем // Художественный журнал. – №3 (91). – М.: 2013. – С. 78–81.
  10. Хито Штейерль // Искусство. – №1 (584). – 2013. – С. 117–119.
  11. Алан Секула и его сопротивление финансовой хватке // Openspace. – 2.05.12. URL: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/36526/
  12. Деймантас Наркявичус, его истории и его История // Openspace. – 30.09.11. URL: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/30622/
  13. Письмо из Норвегии: о нераздельности и неслиянности с текущим моментом // Openspace. – 8.08.11. URL: http://os.colta.ru/art/projects/121/details/23937/ Жизнь коротка, и цифровое искусство не вечно // Openspace. – 21.06.11. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/23179/
  14. Недко Солаков и его одиннадцать историй // Openspace. – 9.11.10. URL: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/18486/
  15. Марта Рослер и ее политический анализ повседневности // Openspace. – 16.09.10. URL: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/17864/
  16. Авангард vs. репрезентация // Художественный журнал. – №1/2 (73/74). – М.: 2009. – С. 9–15.
  17. Программа ESCAPE: квадратура круга // Художественный журнал. – №2 (70). – М.: 2008. – С. 101–105.
  18. Всё и один: диалектика универсального и индивидуального // Сергей Шутов. Бортовой журнал'08. – М.: Книги WAM. – 2008. – С. 25–31.
  19. Интервью Сергей Кудрявцев: Честные либералы, новые коммунисты, оппозиционные священники и анархисты будут сидеть в камерах вместе // Openspace. – 22.06.12. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/37928/
  20. Адриан Нотц: сегодня дадаизм – это демократически избранное искусство // Openspace. – 8.09.11. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/29959/
  21. Лия Пержовски: Если тебе нужна книга о чем-то и такой книги нет, ты должен написать ее сам // Openspace. – 29.03.11. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/21423/
  22. Недко Солаков: Европа по-прежнему разделена // Openspace. – 9.11.10. URL: http://os.colta.ru/art/events/details/18465/
  23. Интервью №. Сергей Шутов отвечает на вопросы Екатерины Лазаревой // Сергей Шутов. Бортовой журнал'08. – М.: Книги WAM. – 2008. – С. 38–45.
Публикации на иностранном языке:
  1. “Fashion Design”: Handbook of International Futurism, Berghaus G., ed., Berlin, Boston: De Gruyter, 2018, p. 143–161.
  2. “The Futurist Concept of “Man Extended by Machines””: International Yearbook of Futurism Studies, Vol. 8, Berghaus G., Pietropaolo D., Sica B. eds., Berlin, Boston: De Gryuter, 2018, p. 213–231.
  3. “Moscow Conceptualism: between Avant-garde and Officious”: ARTA magazine, special issue edited by Cristian Nae, Bucharest, 2016.
  4. “Die Zukunft in der Gegenwart”: Die Zukunft fotografieren, Iro W., Lazareva E., Ruelfs E. eds., Heidelberg: Kehrer Verlag, 2015, p. 10–15.
  5. “The Here and Now of Liza Morozova”: Impossible community. Vol. 2, Misiano V. ed., Moscow: MMOMA, 2011–2015, p. 229–237.
  6. “Vadim Fishkin and his Victory over the Sun”: Impossible community. Vol. 2, Misiano V. ed., Moscow: MMOMA, 2011–2015, p. 377–383.
  7. “Futurism and War: A Conference in Zagreb (28–29 June 2014)”: International Yearbook of Futurism Studies. Vol. 5, Berghaus G., ed., Berlin/Boston: Walter De Gruyter GMBH, 2015, p. 477–485.
  8. “Program ESCAPE: Squaring the circle”: ESCAPE diary 1999–2010, Moscow: MMOMA, 2010 [2011], p. 272–281.
  9. “All and One: The Dialectic of the Universal and the Individual”: Sergey Shutov. Captain’s Log’08, Moscow: Knigi WAM, 2008, p. 25–31.
  10. “Overcoming Alienation”: Prague Biennale 1 (exhibition catalog), Giancarlo Politi Editore, 2003, p. 184–185.
Программы курсов:
  • 2018 Рабочая программа дисциплины «Зарубежное искусство ХХ века» для бакалавриата «История изобразительного искусства» РГГУ.
  • 2018 Программа учебной дисциплины «Введение в современное искусство» для майнора Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж» ВШЭ.
  • 2013 Учебно-методический комплекс «Проблемы художественного языка в искусстве западноевропейского авангарда» для магистратуры по направлению «История искусства» РГГУ.


Обновлено: 29.12.2018 14:03:50
Версия для печати