РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Боголюбова Виктория Петровна

Кафедра/Центр

Кафедра иностранных языков ФМОПиЗР

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат филологических наук (1981), доцент (1985)

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Стипендия немецкой службы академических обменов (2009, 2013) для прохождения стажировки в институте детской и юношеской литературы во Франкфурте/Майне (ФРГ) под руководством директора института проф. Г.-Г. Эверса.

Биографические сведения

Прошла полный курс обучения в Германии, окончила Лейпцигский университет и защитила диплом на «отлично». Закончила аспирантуру в Лингвистическом университете с защитой кандидатской диссертации на тему: «Лингвостилистическая и функционально-коммуникативная характеристика текста (на материале радиопьесы)». Закончила докторантуру (2015) в Московском педагогическом университете на кафедре всемирной литературы.

Научно-педагогическая деятельность

В РГГУ с 2005 года. Ведет практические занятия по немецкому языку со студентами психологического факультета, факультета управления, факультета архивного дела, факультета культурологии, а также со студентами-международниками. Прошла повышение квалификации в институте им. Гёте (2000), применяет методику института им. Гёте в учебном процессе, благодаря чему студенты имеют возможность сдать экзамен в институте им. Гёте и получить международный сертификат.

Сфера научных интересов

Специалист в области немецкой филологии (грамматика, лексикология, стилистика, литература) и методики преподавания иностранного языка. Область научных интересов: исследование немецкой детской литературы, в частности, современного детского романа и его жанровых модификаций: социально-критического, психологического, комического и фантастического романа. Является членом Союза германистов и членом международной организации по исследованию детской и юношеской литературы.

Публикации

Автор более 70 научно-методических трудов. Основные публикации
  1. Функционально-коммуникативная характеристика радиопьесы как типа текста. Вопросы общего и частного языкознания в высшей школе. Сборник научных трудов. М.:МГПУ, 2000. с. 246-256.
  2. Программа по практике устной и письменной речи (для студентов 4 курса немецкого отделения факультета Романо-германской филологии МГПУ). М.: МГПУ, 2000. с. 31-35.
  3. Практикум по истории немецкой литературы. М.: МГПУ, 2003. (53 с.)
  4. История немецкоязычной литературы. Немецкий язык. Программы бакалавриата по направлению 520500 «Лингвистика», М.:МГПУ, 2005. с. 232-254.
  5. Давайте познакомимся со «Степным волком» Германа Гессе. М.:МГПУ, 2004. (76 с.)
  6. Немецкий язык для психологов. Учебное пособие. М.: РГГУ, 2008. (137 с.)
  7. Образы детей в творчестве австрийской писательницы Кристины Нёстлингер. Всероссийский сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», вып. 13, М.: МГПУ, 2008. с. 13-19.
  8. Истоки современной детской и юношеской литературы ФРГ. Всероссийский сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», вып. 14, М.: МГПУ, 2009. с. 204-211.
  9. Kinderfiguren im Schaffen von K. Nöstlinger. Международный сборник научных трудов «Children’s Literature and Cultural Diversity in the Past and the Present», Франкфурт на Майне, 2009. с. 50.
  10. Тема «страха» в творчестве немецкого писателя Петера Хертлинга. Всероссийский сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», вып. 15, М.: МГПУ, 2010, с. 289-296.
  11. Творчество немецкой писательницы Кирстен Бойе: детские романы. Преподаватель ХХI. 4/2010, с. 347-356.
  12. Генезис детского психологического романа ФРГ. Вестник РГГУ, Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 7/2011, с. 239-248.
  13. Особенности нарратива современного психологического романа в немецкой детской литературе. Филологические науки, 4/2011, с. 34-42.
  14. «Der Struwwelpeter» Г.Гофмана в контексте детской литературы Германии и Автрии. Сборник научных трудов по итогам ХХIII Пуришевских чтений «Всемирная литература в контексте культуры», М.: МПГУ, 2011, с. 92-96.
  15. Интертекстуальные связи в современной немецкой детской литературе. Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика. 18/2012, с. 221-228.
  16. Особенности нарратива Гудрун Мебс (на материале романа «Воскресный ребёнок»). Преподаватель ХХI век, 1/2012, с. 384-389.
  17. Нарратив романа Кирстен Бойе «С детьми же никто не разговаривает». Филологические науки, 6/2011, с. 57-64.
  18. The Present Day of the Brothers Grimm Fairy-tales, or Intertextuality in the Contemporary German Children’ s Literature. Тезисы международного конгресса «Märchen, Mythen und Moderne. 200 Jahre Kinder- und Hausmärchen der Brüder Grimm. Vom 17. bis 20. Dezember 2012 an der Universität Kassel, S. 36.
  19. Психологический портрет ребёнка в кризисной ситуации: роман Кирстен Бойе «С детьми же никто не разговаривает». Вестник РГГУ. Серия «Филологически науки. Литературоведение. Фольклористика». 20/2013, с. 191-197.
  20. Ein Mädchen in der Krise. Anmerkungen zu den kinderpsychologischen Aspekten von Kirsten Boies « Mit Kindern redet ja keiner». Kinder- und Jugendliteraturforschung 2013/2014. Peter Lang GmbH. Internationaler Verlag der Wissenschaften, Frankfurt am Main 2014, S. 151-156.
  21. История становления немецкого детского психологического романа. Международный сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», М.: МПГУ, 2015, с. 91-94.
  22. Современный немецкий детский психологический роман: проблематика и поэтика. Преподаватель ХХI, 1/2015, часть 2, с. 397-412.
  23. Комический детский роман в современной немецкой литературе. Преподаватель ХХI век, 1/2016, часть 2, с. 424-430.
  24. Пикареска в современной немецкой детской литературе. Преподаватель ХХI век, 3/2016, часть 2, с. 422-432.
  25. Художественные особенности детских комических романов Гельмута Саковского. Всероссийский сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», вып. 23. М.: МПГУ 2016, с. 81-86.
  26. Художественный средства создания комического эффекта в романе Уве Тима «Руди-Пятачок». Преподаватель ХХI век, 1/2017, часть 2, с. 495-501.
  27. Недетские темы в детских книгах Петера Хертлинга: роман «Старый Йон». Всероссийский сборник научных статей «Мировая словесность для детей и о детях», вып. 24, М.: МПГУ, 2017, с. 76-82.
  28. Социальные проблемы Германии в романе Петера Хертлинга «Фрэнце». Преподаватель ХХI век, 3/2018, часть 2, с. 424-431.
  29. Традиции романтизма в современной немецкой детской литературе. Материалы международной научной конференции ХХХ Пуришевские чтения «Тезаурус и личность учёного». К 115-летию Бориса Ивановича Пуришева. К 70-летию Владимира Андреевича Лукова. (11-13 апреля 2018 г.) М.: МПГУ, 2018, с. 11-12.
  30. Уве Тимм и современная немецкая детская литература. Материалы международной научной конференции памяти В.Д. Седельника «Россия – Германия: литературные встречи (после 1945 года)», ИМЛИ им. А.М.Горького РАН (14-15 мая 2018 г.). Тезисы – НРГУМИС 2018, № 13 (NRGUMIS.RU).
  31. Дети и война в романе Петера Хертлинга «Костыль». Книга в культуре детства. Монография. Т.2./Под ред. Минераловой И.Г., Жуковой Н.Д. Москва-Симферополь 2018, с. 157-162.
  32. Петер Хертлинги проблемы детства в немецкой литературной традиции. Всероссийский сборник научных статей "Мировая словесность для детей и о детях".Материалы XXVI научно- практической конференции. М.:МПГУ, 2019, с. 5-11.
  33. Трансформация образа вампира в современной немецкой фантастике: роман Ангелы Зоммер- Боденбург "Маленький вампир". Книга в культуре детства. Монография. Т.4/ под редакцией Минераловой И.Г., Матвеева А. С., Завгородней Г.Ю.- М.:издательство "Литера", 2020, с. 139-145.
  34. В мире современной детской фантастики: роман Бенно Плудры "Сердце пирата". Всероссийский сборник научных статей "Мировая словесность для детей и о детях". Выпуск 27. М. : МПГУ, 2020, с. 135-140.


Обновлено: 06.09.2021 11:59:01
Версия для печати